Старообрядческие реликвии рода Устиновых

Крест и поминальная книжка - https://museum-cheremkhovo.ru
Запись в книге - https://museum-cheremkhovo.ru
Помниальная книжка - https://museum-cheremkhovo.ru
img 3956 - https://museum-cheremkhovo.ru
img 3955 - https://museum-cheremkhovo.ru
img 3959 - https://museum-cheremkhovo.ru
Парамонов Устин - https://museum-cheremkhovo.ru
Последование ко святому причащению - https://museum-cheremkhovo.ru
Без названия.001 - https://museum-cheremkhovo.ru
4 - https://museum-cheremkhovo.ru
img 3957 - https://museum-cheremkhovo.ru
Русский иконописный подлинник Д.А. Григоров 00004 - https://museum-cheremkhovo.ru
5 - https://museum-cheremkhovo.ru
Семья Парамоновых 1 - https://museum-cheremkhovo.ru
800px Знаки праздников Крест в круге.svg - https://museum-cheremkhovo.ru
Знаки праздников Крест.svg - https://museum-cheremkhovo.ru
img 3962 - https://museum-cheremkhovo.ru

В ходе проведения в мае 2023 года смотра-конкурса музейных формирований школ города Черемхово мы своими руками прикоснулись к семейным реликвиям старообрядческой семьи, представленным на временной выставке музейной Комнаты в школе № 23. Конечно, мы удивились, и — да, книги, действительно, старые: в настоящем кожаном переплете, с металлическими застежками. Здесь же были представлены две семейные фотографии, поминальная книжка главы семьи, но две реликвии: серебряный восьмиконечный старославянский крест и старинная многорядная икона — только в фотокопиях. При этом, сохранность иконы такова, что по копии трудно разглядеть сюжет и отнести список к определенному виду. Но то, что эти реликвии — старого толка — несомненно.

Об этом говорят и записи, сделанные в поминальной книжке главы семьи Устинова Парамона Куприяновича, родившегося еще в позапрошлом веке: 12.12.1894 и дожившего до 1988 года. Так вот, уже современной шариковой ручкой его рукой вписаны имена предков для поминания, и имена совсем не простые. Мало того, им тщательно выписаны, почти печатные, буквы отмененного еще в начале прошлого века написания русского языка, с надстрочными знаками, принятыми в старославянских (или церковнославянских) текстах, которыми, собственно, и написаны представленные реликвии.

Ну и, конечно, практика записей самых важных событий в молитвенных книгах, которые постоянно в обиходе, говорит о том, что вспоминать об этом и молиться следует всякий раз, как будет открыта эта страница. Парамон Куприянович позволил себе сделать такую запись о смерти жены в 1968 году, а чтобы запись не стиралась (шариковых стержней тогда в обиходе простых людей не было), сделал ее химическим карандашом.

Крест и поминальная книжка Запись в книге Помниальная книжка

Заметно, что человек грамотный, но пишет так, как был обучен, а именно, еще до реформы русской орфографии в 1918 году.

Еще отличает эти книги упоминание о владельцах, и вовсе не Устиновых. Это может говорить, например, о принадлежности по материнскому роду или о передаче книг для хранения от иных хозяев. Кто они — неизвестно.

Наконец, почему сегодня особую ценность приобретает открытие на территории нашего города семейных реликвий старообрядческого толка? Даже не исследование — настоящее изучение которых еще впереди, и наверняка уровень его должен отличаться от представленного школьного.

Исторически переселение старообрядцев в Сибирь характерно и для наших мест. Многие из хозяйственных, рачительных и непьющих, крепко верующих многодетных семей отличались деловой хваткой, а их представители, пустившись в коммерцию, становились успешными купцами. Например, известные в нашем городе, да и по всей области (а до революции — губернии) и далеко за ее пределами купцы Щелукуновы и Метелевы были также представителями старообрядческих родов.

А на территории усадьбы Петра Карповича Щелкунова на улице Каменской (ныне — Декабрьских Событий) располагалась собственная домовая церковь. Зачем она вдруг понадобилась, если в десяти минутах ходьбы находился новый огромный храм иконы Казанской Божьей матери? Ответ лежит на поверхности: это была православная церковь старого толка.

Представляем работу Банкиной Алины, ученицы 9 класса школы № 23 (руководитель: учитель географии Доманова И.С.), представленной на научно-практической конференции Черемховских музейных краеведческих чтений-2023.

Слово автору

Старообрядческие реликвии рода Устиновых

В современном мире существует сотни тысяч, даже миллионы разных книг. Что является самым ценным в них? Яркая обложка, приемлемая цена, интересный сюжет, но, на самом деле, ценность книги – это её способность передавать информацию через многие-многие поколения…. Главное, чтобы в ней были правдивые и реальные события. Формат книги в современном мире тоже изменён, но всё же более ценно со временем читать именно печатную книгу, или, что наиболее редко, рукописную книгу прошлых, давних лет.

Однажды на уроке географии по теме «Религии России» учительница рассказывала о многих народах, исповедующих разные религии, и дополнила рассказ из истории своей семьи. История эта произвела на меня сильное впечатление редкой событийностью и уникальностью.

Сегодня особенно важно чтить и беречь семейные ценности, а наличие семейных реликвий, к сожалению, есть не у всех. Далеко не вся современная молодёжь об этом задумывается. Возможно, ознакомив своих ровесников со своей работой, я увижу, что им захочется узнать больше о давних событиях или обозначить в своей семье особо памятные предметы для передачи своим потомкам.

Приступая к краеведческому исследованию реликвий семьи Устиновых, я хотела изучить хронологию их сохранности и сегодняшнюю значимость для семьи.

Конечно, я не специалист в древнерусском и старославянском языке, поэтому я планировала изучить содержание одной из этих книг, используя устный рассказ учителя и самостоятельные поиски информации в интернете, а также рукописные записи на полях в самой книге.

История реликвий рода Парамона Устинова

В семье Домановой Ирины, правнучки Парамона, издавна хранятся книги, которые передаются по наследству самому старшему. Всего их восемь штук. О чём эти книги и почему они так важны?

Из рассказа учителя

Давным-давно, мне рассказывала бабушка Вера, дочь Парамона Устинова, что в далёком детстве её семья была раскулачена и насильно переселена (депортирована) из г. Улан-Удэ в Черемховский район, поселок шахты Касьяновка. Жили в прежних местах, на то время, очень зажиточно, в хозяйстве имелось более ста коров, большой дом, в котором всё было, по тем временам, довольно аристократично.

Состав семьи: отец Парамон (глава семьи), его жена Дарья, её родители и двое детей. Когда пришли изгонять семью из их имения, разрешили взять только один шерстяной платок, укрыть детей от холода. Но Парамон схитрил, сказав, что обвернул младенца, а на самом деле это были книги и иконы. Эти святые вещи он хранил всегда и никак не мог позволить отдать в никуда семейную реликвию. Готов был проститься навсегда с чем угодно, но не со своей святыней. Он не только хранил, но и использовал книги в молитвах. Дело в том, что он являлся старовером и очень бережно относился к каждой из них.

…А тогда посадили их на грузовой поезд и отправили в неизвестном направлении. Разом потерять всё нажитое – это было тяжело принять и пережить. Остановили поезд, вышли они в пустое поле, где не было никаких домов, только вдалеке была видна шахта, и тогда прадед сказал, что здесь придётся начинать всю жизнь сначала, но с Божьей помощь всё у них получится.

Ходили, смотрели участки, где им начинать обживаться, особое внимание обращая на плодородие земли, и пригляделась улица Нагорная (сейчас Фурье). Вскоре на Парамона опять обрушилось горе: старшая двадцатилетняя дочь трагически попала под трактор, и тогда её схоронили, завернув в тот самый шерстяной платок.

Он старался сделать для семьи все, несмотря ни на какие препятствия. Парамон был отличным природным инженером и строителем, он первым основал улицу Фурье, построив на ней самый первый большой дом. Затем семья росла, появились новые дети, и каждому из детей он построил дома на этой же улице.

И по всем случаям жизни помогали эти книги, Парамон просил Божьей помощи, здоровья и сил в ежедневных молитвах. Его старания в труде отметила местная администрация и помогла с выделением участков. Началась война, страшные годы для семьи и всей страны. Старшая дочь Вера, моя бабушка, окончила к тому времени всего три класса, ей пришлось бросить обучение в девять лет, потому что она вынуждена была возить своих пожилых бабушку и дедушку на телеге на шахту. Хоть они были не ходячими, стремились быть полезными для семьи и Родины.

Парамон сам дал образование всем детям. Он обучал не только письменной грамоте, математике, но также иконописи, молитвенным обрядам, сам проводил крещение детей и не только своих, а помогал всем поселенцам, говорил, как правильно жить, чтоб не грешить и остаться порядочными людьми. По словам бабушки, приезжали к нему даже московские люди для молитв.   Проводил все молитвы согласно православным праздникам, соблюдал все обряды, учил поклонению: как правильно молиться, креститься и обращаться к Богу.
Молитва была ежедневной: за хлеб, за здравие и терпение к людским несправедливостям. В доме важное место занимал иконостас, и иконы и кресты должны были правильно расположены. Конечно же, почётное место отведено книгам, на них и сегодня можно увидеть множество оставшихся капель от восковых свечей. Именно молитвы помогали всей моей семье в тяжёлые минуты.


Именно прадедушка приучил поминать правильно усопших родственников: молитвой, посещением кладбища и уходом за могилками. Из поколения в поколение все мы стараемся соблюдать всё так, как учил своих детей дедушка и чему учила нас бабушка.
Семейные ценности всегда стоят на первом месте в нашей жизни. Книги и традиции семьи продолжаем свято хранить, и в сердцах, и в душах, и в памяти. И своим детям передаем семейные реликвии и наставления прадеда Парамона. В современной жизни могут случиться разные изменения, но ценности предков останутся вечно.


Почему дедушка считал себя именно старообрядцем, а не православным человеком? Дело в том, что патриарх Никон ввёл в XVII веке реформы, которые не все верующие приняли, многие новшества были взяты с запада. Но часть подлинно верующих не захотела молиться и петь молитвенные песни иначе. Они считали верной старую обрядность, признавали только восьмиконечный крест, а имя Иисуса произносили и писали без дополнительной буквы «И». Протест не согласных с новыми порядками рос, потому что верующие считали, что вера неизменна. Раньше старообрядцев даже казнили, и поэтому они бежали в отдаленные места, были расселены в те времена по всей стране. В истории Российского государства всегда были смуты, гонения, преследования.  Но моему прадеду удавалось не предать предков и не изменить свою веру».

О чем эти книги? «Апокрифские» книги, различные сказания и сочинения, например «Сказание о двенадцати пятницах», «Епистолия о неделе», «Беседа трёх святителей», «Месяцеслов» и т. д.  Это правила о том, что и как нужно соблюдать в определённый день и праздники. Все книги на старославянском языке, они имеют особое написание и чтение, исконно давнее.
Не все эти книги в православии особо известны и интересны, так как считалось, что от них идёт вред простодушия. Старообрядцы же (их же ещё считали раскольниками) никогда не принимали нововведения и были приверженцами своих давно утвержденных канонов.

Устинов Парамон Куприянович (12.12.1894- 19.07.1988)

Краткое описание содержания книги «Месяцеслов»

Из всех имеющихся книг для изучения был выбран «Месяцеслов». Не случайно книга эта произвела огромное впечатление, ведь на основе данных, изложенных в ней, была сложена историческая хронология разных давних событий.

Хочется отметить, что изучение содержания книги далось нелегко: особый старославянский шрифт, слова, сложные для восприятия, – все это требовало огромного количества времени. Вначале всё было непонятно совсем, затем, при обращении за справками к интернету, стали доступны для понимания некоторые слова.  Неясно было, как называется книга, и вот удалось найти название по первым её строкам.

Последование ко святому Причащению и Всевышнему собранию

Месяцеслов — что это?

Месяцесло ́ в   ( с древне-русского  мѣсѧцесло́въ, мѣсѧцосло́въ) или  свя ́ тцы   — православный календарь, церковно-богослужебная книгас указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников. 

На основе церковного месяцеслова оформился народный месяцеслов, в котором христианские праздники  переосмыслены по-своему, в месяцеслов были внесены свои обряды , ритуалы и поверья , а христианским святым приписаны чудесные свойства покровительства и заступничества , охраны дома , человека , домашних животных , земледельческого труда и ремёсел .

Месяцеслов. Справка Википедии

С принятием христианства Русь заимствовала практически все церковные богослужебные книги, в состав которых входили церковные календари.  И.П. Калинский  предполагает, что первые месяцесловы попали на Русь вместе с славянскими переводами Евангелия, выполненными  Кириллом и Мефодием. Наиболее ранние памятники, написанные на  старославянском языке, имели неполные и во многом различные календари. Постепенно  русские  месяцесловы стали пополняться собственными событиями и святыми.

Например , к XI веку в русских церковных календарях можно было найти имена Владимира Великого, князей Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и др. Месяцесловы имели и практическое применение. Они использовались русскими летописцами как календари, с помощью которых они датировали важнейшие исторические события на Руси.  

И действительно, мы находим в нашей изучаемой книге упоминания русских святых.

Например, в память об обретении мощей установлена дата памяти святого Сергия Радонежского 5 июля. Прописан Тропарь — это песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого.

При работе с Месяцесловом, на полях встречались особые значки, выполненные типографским способом. Было интересно узнать, что обозначают эти символы. Ответ также подсказала сетевая энциклопедия Вики .

Оказалось, что всего таких символических значков пять, они называются «Знаки Типикона,»и обозначают типы и разряды праздников. Например, знаки креста на полях обозначают Великие церковные праздники.

Но эти знаки отличаются даже друг от друга. Например, Великим праздником считался день Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября. У текста в книге есть соответствующий символ.

Когда крест расположен в круге, это означает, служба наиболее торжественна, и обязательно проводится всенощное бдение.

А вот когда крест подан без окружности, праздник относится по торжественности к средним, так называемым полиелейным, но всенощного бдения не имеет.

Подтверждение подлинности книги

Чтоб узнать, насколько подлинна книга, пришлось изучить много интернет-источников. Больший интерес вызвала информация из печатного издания архиепископа Сергия (Спасского) Полный месяцеслов Востока Том I. Восточная агиология Отдел Ж. Святцы, представленного в главе Православная библиотека разделе Азбука веры.

Здесь существует определение подлинника святцев

Подлинниками простыми называем святцы, в коих не изображениями, а словами описывается внешний вид святых для руководства иконописцев .

Кроме того, изучением подлинников занимался и Дмитрий Александрович Григоров   – статский советник, кандидат богословия, член-сотрудник Императорского Русского археологического общества, преподаватель Тотемского духовного училища.

Русский иконописный подлинник Д.А. Григоров 00004

Действительно, в нашей исследуемой книге нет изображений, всё описывалось только словесно. И на первой странице книги от 1 сентября идёт рассказ о пр.о.н. (преподобном отце нашем) Симеоне.

Меня поразила история сохранности книги, её предназначение и возраст  (около 300 лет), действительно это реликвия. Бесценная ценность семьи. 


На фото изображены:
Бабушка Ирины Домановой Вера Парамоновна с мужем Василием Домановым (справа)
Слева её сестра Елена Парамоновна с мужем Борисом Черевиным и их дети. 1958 г.

Я открыла для себя много новой (или, точнее сказать, древней) информации, окунулась в разные исторические эпохи, многое узнала о святцах.  Конечно,  удивлена, и даже пришлось задуматься самой, что можно сохранить и передать потомкам.

А главный вывод после работы с реликвиями семьи Устиновых: как же важно беречь ценности,  хранить и дорожить ими. 

Новости соседних регионов по теме:

По итогам четырёх месяцев этого года 31,8% детей, родившихся в Новгородской области — это дети, которые появились на свет в многодетных семьях.
14:12 22.05.2023 Novgorod.Ru - Великий Новгород
 
По теме
Презентация новых изданий Иркутского художественного музея состоялась 12 сентября в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России».
1 сентября 2023 года епископ Братский и Усть-Илимский Константин в сопровождении секретаря епархии иерея Антония Васильева совершил рабочий визит в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им.О.
Рябина. Мария Смитюк, ИА PrimaMedia - IrkutskMedia.Ru По ягоде судили о том, какими будут следующие месяцы Рябина. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia Предыстория:  17 сентября: в это время женщины начинали выкапывать лук В этот день отмечается память святителей Петра и Павла,
IrkutskMedia.Ru
Пирог. Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia - IrkutskMedia.Ru Родные получали круглые пироги Пирог. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia Предыстория:  17 сентября: в это время женщины начинали выкапывать лук В этот день отмечается память святых Иоакима и Анны — родителей Богородицы.
IrkutskMedia.Ru
Фото из соцсетей Юрия Козлова - SIA.RU Главный врач Иркутской государственной областной детской клинической больницы Юрий Козлов в своих соцсетях показал, как будет выглядеть фасад нового здания, которое собираются строить в городе: эскизы утверждены.
SIA.RU
3935019.jpg - IrkutskMedia.Ru Следственный комитет Воронежской области завел уголовное дело Предыстория:  Простые продукты, которые спасут от осенней хандры В Воронежской области увеличилось число заболевших сибирской язвой.
IrkutskMedia.Ru
«Хоровод дружбы»  в музее - Газета Шелеховский вестник Я заехал в музей уточнить информацию и встретил здесь экскурсию. Это была группа ребят с преподавателем из Центра творчества.
Газета Шелеховский вестник